Назад
Лизинговые компании переходят на активное использование техники б/у
6 октября 2022
В условиях дефицита техники и оборудования лизинговым компаниям приходится учиться работать с сегментом техники с пробегом. Это рискованный сегмент, с которым не всегда хотят работать страховые компании. Кроме того, компании сталкиваются с дефицитом качественной техники и ростом конкуренции со стороны сегмента автокредитования, который продолжает наращивать долю автомобилей с пробегом.
Как следует из исследования «Эксперт РА», за первое полугодие 2022 года 70% лизинговых компаний нарастили работу с подержанной техникой. Так, доля лизинга б/у предметов в новом бизнесе выросла с начала года с 14 до 20%.
Такой тренд стал следствием сформировавшегося дефицита предметов лизинга на рынке после ухода с российского рынка на фоне санкций части производителей популярных марок , поясняют составители эксперты.
Сами лизинговые компании подтверждают рост предметов лизинга с пробегом в новом бизнесе, даже те, кто начал работать в этом сегменте только в 2022 году, уверены, что это долгосрочный тренд. Так, по оценкам коммерческого директора по лизингу для малого бизнеса «Росбанк Лизинга» Анатолия Торохова, к концу года в общем объеме финансирования объекты б/у будут занимать до 25%. Хотя б/у имущество — это более рисковый сегмент портфеля, признает заместитель директора по рискам ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев.
«Если раньше покупка б/у техники была средством экономии, то сейчас это рассматривается как бизнес-решение на фоне дефицита новой техники»,— говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. Основная сложность при работе в этом сегменте состоит в том, что лизингодатель должен провести оценочную экспертизу на предмет возможности эксплуатации оборудования. Также лизингополучателю может дороже обойтись страхование такого имущества и стоимость самих лизинговых услуг, отмечает эксперт. Страховые компании не всегда хотят работать с б/у имуществом, что сейчас является узким местом финансирования сегмента, подтверждает Дмитрий Кудрявцев.
Вместе с тем в некоторых компаниях установлены строгие ограничения на этот счет. Например, в «Европлане» максимальный возраст предмета лизинга на момент окончания срока лизинга не должен превышать 10 лет. В «ВТБ Лизинге» возраст не должен превышать 6–12 лет, в зависимости от категории транспортного средства и страны его производства, приводит данные начальник управления развития бизнеса автолизинга Вячеслав Михайлов.
Наиболее востребована б/у техника будет там, где дефицит техники и одновременно спрос на нее наиболее ощутимы, полагает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.
«В первую очередь речь идет о грузовом и легковом автотранспорте. Потребность в грузоперевозках не снижается, чего не скажешь о предложении тягачей, а таксопарки и каршеринг продолжают оставаться труднозаменимой частью жизни. Возможно, последние будут смягчать требования к сроку и качеству эксплуатации машин, подпитывая развитие б/у сегмента. Вполне возможно, что в какой-то момент могут быть пересмотрены стандарты по сроку и качеству эксплуатации, понятия классов комфорта и прочие особенности, связанные с тарифами»,— полагает эксперт. Кроме того, это смежные сегменты с автокредитованием, которое также разворачивается в сторону автомобилей с пробегом. Конкуренция между банками и лизинговыми компаниями в условиях их дефицита будет расти, предостерегает господин Асатуров. Рынок лизинга уже сталкивается с дефицитом качественной б/у техники, подтверждают его участники.
Другим критерием для органичного внедрения б/у лизинга будет срок эксплуатации объекта. А значит, ж/д транспорт, авиация, морские и речные суда могут стимулировать развитие этого сегмента, перечисляет Сурен Асатуров. Все зависит от предмета лизинга и его ликвидности на вторичном рынке, поясняет вице-президент банка ГПБ, гендиректор «ГПБ Лизинга» Максим Калинкин. «Морское судно в возрасте 20–30 лет полностью себя окупит и продолжит работать на судовладельца, поскольку срок лизинга в данном случае равен 7–10 годам. Такая же ситуация с ж/д парком. Он высоколиквиден, так как срок его эксплуатации достигает 30 лет»,— отмечает эксперт. То есть клиент может спокойно приобретать 10–15-летний парк на условиях лизинга, поскольку срок его эксплуатации превышает срок лизинга. Средний срок лизинга подвижного состава составляет 7–10 лет, как и по судам. «По сути, лизинговый бизнес с б/у транспортом может быть успешным с любым из его видов, вопрос в отраслевых ограничениях, безопасности перевозок и прочих факторах»,— резюмировал Калинкин.
Как следует из исследования «Эксперт РА», за первое полугодие 2022 года 70% лизинговых компаний нарастили работу с подержанной техникой. Так, доля лизинга б/у предметов в новом бизнесе выросла с начала года с 14 до 20%.
Такой тренд стал следствием сформировавшегося дефицита предметов лизинга на рынке после ухода с российского рынка на фоне санкций части производителей популярных марок , поясняют составители эксперты.
Сами лизинговые компании подтверждают рост предметов лизинга с пробегом в новом бизнесе, даже те, кто начал работать в этом сегменте только в 2022 году, уверены, что это долгосрочный тренд. Так, по оценкам коммерческого директора по лизингу для малого бизнеса «Росбанк Лизинга» Анатолия Торохова, к концу года в общем объеме финансирования объекты б/у будут занимать до 25%. Хотя б/у имущество — это более рисковый сегмент портфеля, признает заместитель директора по рискам ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев.
«Если раньше покупка б/у техники была средством экономии, то сейчас это рассматривается как бизнес-решение на фоне дефицита новой техники»,— говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. Основная сложность при работе в этом сегменте состоит в том, что лизингодатель должен провести оценочную экспертизу на предмет возможности эксплуатации оборудования. Также лизингополучателю может дороже обойтись страхование такого имущества и стоимость самих лизинговых услуг, отмечает эксперт. Страховые компании не всегда хотят работать с б/у имуществом, что сейчас является узким местом финансирования сегмента, подтверждает Дмитрий Кудрявцев.
Вместе с тем в некоторых компаниях установлены строгие ограничения на этот счет. Например, в «Европлане» максимальный возраст предмета лизинга на момент окончания срока лизинга не должен превышать 10 лет. В «ВТБ Лизинге» возраст не должен превышать 6–12 лет, в зависимости от категории транспортного средства и страны его производства, приводит данные начальник управления развития бизнеса автолизинга Вячеслав Михайлов.
Наиболее востребована б/у техника будет там, где дефицит техники и одновременно спрос на нее наиболее ощутимы, полагает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.
«В первую очередь речь идет о грузовом и легковом автотранспорте. Потребность в грузоперевозках не снижается, чего не скажешь о предложении тягачей, а таксопарки и каршеринг продолжают оставаться труднозаменимой частью жизни. Возможно, последние будут смягчать требования к сроку и качеству эксплуатации машин, подпитывая развитие б/у сегмента. Вполне возможно, что в какой-то момент могут быть пересмотрены стандарты по сроку и качеству эксплуатации, понятия классов комфорта и прочие особенности, связанные с тарифами»,— полагает эксперт. Кроме того, это смежные сегменты с автокредитованием, которое также разворачивается в сторону автомобилей с пробегом. Конкуренция между банками и лизинговыми компаниями в условиях их дефицита будет расти, предостерегает господин Асатуров. Рынок лизинга уже сталкивается с дефицитом качественной б/у техники, подтверждают его участники.
Другим критерием для органичного внедрения б/у лизинга будет срок эксплуатации объекта. А значит, ж/д транспорт, авиация, морские и речные суда могут стимулировать развитие этого сегмента, перечисляет Сурен Асатуров. Все зависит от предмета лизинга и его ликвидности на вторичном рынке, поясняет вице-президент банка ГПБ, гендиректор «ГПБ Лизинга» Максим Калинкин. «Морское судно в возрасте 20–30 лет полностью себя окупит и продолжит работать на судовладельца, поскольку срок лизинга в данном случае равен 7–10 годам. Такая же ситуация с ж/д парком. Он высоколиквиден, так как срок его эксплуатации достигает 30 лет»,— отмечает эксперт. То есть клиент может спокойно приобретать 10–15-летний парк на условиях лизинга, поскольку срок его эксплуатации превышает срок лизинга. Средний срок лизинга подвижного состава составляет 7–10 лет, как и по судам. «По сути, лизинговый бизнес с б/у транспортом может быть успешным с любым из его видов, вопрос в отраслевых ограничениях, безопасности перевозок и прочих факторах»,— резюмировал Калинкин.
Еще новости
Набиуллина: Снижение ключевой ставки возможно во второй половине года
25 марта 2024
В ЦБ РФ допускают снижение ключевой ставки во втором полугодии. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, уточнив, что предпосылкой к этому должно стать устойчивое снижение инфляции.
На поддержку промышленной ипотеки дополнительно направят около 1 млрд рублей
22 марта 2024
Около 1 млрд рублей будет дополнительно направлено в 2024 году на поддержку программы промышленной ипотеки, помимо средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Такое распоряжение подписал председатель Правительства Михаил Мишустин.
Кабмин выделит еще почти 20 млрд рублей сельхозпредприятиям
22 марта 2024
Правительство направит 20 млрд рублей на поддержку сельхозпредприятий. Об этом сообщается в Telegram-канале кабмина.